«Депортиво»! Ты заставляешь мое сердце трепетать,
ты затрудняешь мое дыхание!
Для того, чтобы изложить и подкрепить тезисно ту идею, которой я хотел бы с вами поделиться, мне придётся начать издалека.
Моим немногочисленным - и тем более дорогим - читателям наверняка известно, что я с младых ногтей являюсь болельщиком «Депортиво». Во мне ещё тогда играла гордость оттого, что болею именно за «Депортиво», а не какие-то там барселоны и реалы с их дюжинами кубков. Важно, что я имел возможность видеть тот самый расцвет лучшего «Депортиво» в истории. Я просто смотрел и наслаждался, и снова гордился тем, что лучшие не обязательно должны иметь в своём составе лучших. Вершины можно достичь интеллигентно, разумно – так, как это сделал «Депортиво» Тристана и Франа, Найбета и Макая. Эти парни буквально умирали на поле за эмблемку на груди.
Время шло, я взрослел, но по-прежнему серьёзно оставался фаном Депора. Интерес к «Депортиво» всё возрастал и возрастал, я начал интересоваться историей команды и вот нашёл и зарегистрировался на deportivo-fc.ru. Читал новости, комментировал, иногда ругался, иногда подтрунивал – в общем, жил нормальной жизнью интернет-болельщика...
...И в один момент я осознал, что Депор за какое-нибудь десятилетие – или и того меньше – изменился до неузнаваемости. Нет, я и раньше понимал – ничто не вечно; всё, во что вкладываются или не вкладываются усилия, неизбежным образом претерпевает изменения, получая развитие или упадок. И Депор, конечно, не явился исключением. Финансовые кризисы, слабые тренеры, посредственные игроки деформировали эту уникальную команду, но бесповоротно ли? Понимаете, то, за что мы все болели и продолжаем ещё по инерции болеть – его нет больше. Точнее, оно есть – но теперь выглядит по-другому. И не скоро будет таким, каким хотим его хотим видеть мы... Такие ребята, как Хавьер Ирурета, Рой Макай, Фран, Мауро Силва, Диего Тристан, Хуан Карлос Валерон – они были в «Депортиво» ради «Депортиво». Но Депор уже не ради нас, болельщиков, понимаете? Он перестал быть тем, чем был – качественно. В тот момент, когда Депор превратился в такую команду, он перестал быть тем Депором, за который мы болели. И речь, конечно, не только о качестве игры.
Сама эта мысль, конечно, не нова, но вот один нюанс широко не обговорен и тем интересен, ещё раз: боление за команду в оригинальном виде – не более, чем сказка в наше время. То есть, ясно, мы и так все придумываем себе сказки, и живем в них с рождения и до смерти. Но под большинством хотя бы есть какие-то объективные основания, а вот боление теперь таковых не имеет. Что я имею ввиду?
Попробую по порядку. Откуда взялся этот феномен – болеть за «своих»? Конечно, в первую очередь, болением индивид удовлетворяет свою потребность в самоидентификации. Если мне интересен клуб, то я, как и все, буду болеть за кого-то (я сейчас не оцениваю правильность или неправильность такой модели поведения, просто примите, что для большинства интересующихся футболом это именно так или примерно так). И я начинаю болеть. Начинаю искать плюсы «своих» и минусы «чужих». Начинаю сопереживать, поддерживать. И тут такой момент: изначально этот механизм социальной и духовной интеграции болельщика и Команды является двусторонним процессом: мы для них – они для нас. Это эмоции, чувства, иррационализм в восприятии. Но с появлением в футболе на рубеже тысячелетий по-настоящему больших денег этот самый механизм был безнадёжно испорчен: иррационализм духовной связи болельщика с Командой уступил место чисто рационалистическому маркетинговому целеполаганию клуба в отношении саппортеров. Вы же понимаете о чем я: лицемерные рекламы, завлекающие в офишал сторы, лишь бы болельщик потратил еще пару копеечек на символическую тряпку. Таким образом, мы по инерции в своём болении иррациональны по отношению к клубу, но он уже рационален по отношению к нам.
...Конечно, всё это не обошло стороной и самосознание футболистов: теперь редки случаи, когда игрок остаётся в команде ради Команды, ради её болельщиков. Но и в противном случае ругать спортсменов не за что – система теперь, по сути, просто не располагает их к тому, чтобы они были верны своим клубам. И клубные границы стираются.
Мы симпатизируем пустым образам, что само по себе уже абсурдно. Вернее, пустым образам мы симпатизировать не можем – так устроено наше сознание, поэтому путем самообмана наполняем эти образы некими "уникальными" чертами – либо вымышленными, либо на самом деле уникальными не являющимися.
Я хочу, чтобы вы понимали, это не опус на тему «раньше трава была зеленее». Да, всегда в болении было что-то ненастоящее – и это со всем иррациональным так. Но с определенного момента мы уже больше обманываем себя, чем говорим правду, считая, что болеем за что-то реальное, и мне всё чаще и чаще приходят в голову мысли о том, что я попусту трачу время, занимаясь этим таинственным и неблагодарным делом – болением.
Спасибо всем, кто прочел, надеюсь, вы постараетесь отнестись к этому наполненному вполне искренней патетикой тексту не предвзято.
- Футбольная форма
перейти